Роль сказки в воспитании

Видео: Роль сказки в воспитании ребенка

Каждый вечер, ложась спать, все дети неизменно просят родителей: «Почитай сказку!» И мы, зевая, тянемся за книжкой и в сотый раз читаем про Золушку, Мальчика-спальчика, Емелю. А ребенок слушает нас будто впервые, удивляясь, радуясь и переживая за любимых героев. Но мало кто из родителей задумывается, какое влияние сказка оказывает на сознание ребенка.

Читаем сказку

Без сказок в воспитании детей обойтись невозможно. Сказки многогранны и многослойны: они закладывают духовные принципы, объясняют вселенские законы, оказывают огромное эмоциональное влияние. Существуют даже специальные - лечебные сказки. Поэтому исключать сказки ни в коем случае нельзя. Однако следует помнить, что сказка - это не только облеченная в понятную для ребенка форму нравоучительная история. Любимый сказочный сюжет может даже впоследствии превратиться в жизненный сценарий.

Примерно в 5 - 7 лет у ребенка в подсознании закладываются основополагающие представления о взрослой жизни, в том числе на основании информации, почерпнутой из сказок. Поэтому очень важно, какие именно сказки читаются в этот период. Разумеется, какие-то сюжеты «проходят мимо» - прочитал и забыл, а какие-то становятся любимыми.

Вот на них следует обратить особое внимание. Такие сказки ребенок просит прочитать и во второй раз, и в третий, и в пятый, часто листает книгу, рассматривает картинки, может пересказать фабулу почти наизусть. А научившись читать, читает эту сказку сам.

Во взрослом возрасте сложно вспомнить, какая сказка была любимой. Эта информация остается глубоко в подсознании, и мы не чувствуем, что всю жизнь следуем канве любимой сказки. Но при ближайшем рассмотрении подчас обнаруживаются удивительные совпадения со сказочной фабулой - вплоть до имен! И еще: один и тот же сюжет может «проигрываться» у разных людей совершенно по-разному. Кто-то по несколько раз проходит весь сценарий от начала до конца, а у кого-то он реализуется только частично.

Почему та или иная сказка, тот или иной персонаж становятся любимыми? Иногда этому способствуют родители. Читая сказку, они акцентируют внимание ребенка на каких-то ситуациях, на определенных чертах героев. Например, о сказке «Волк и Лиса» говорят: «Волк доверчивый, добрый, а Лиса коварная, нечестная». И ребенок, чувствуя симпатию родителей к Волку, начинает подсознательно следовать стратегии этого персонажа, который, между прочим, в этой сказке является жертвой. Или наоборот: родители говорят малышу: «Смотри, Лиса - молодец, перехитрила глупого Волка». Тогда получается, что Лиса -хороший герой, и ребенок автоматически делает вывод, что быть коварным и хитрым - похвально.

Видео: Роль сказок А.С. Пушкина в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Кстати, комментарии взрослых могут быть не только вербальными. Оценку персонажей и ситуации ребенок способен «считать» и с интонации, жестов, мимики, взгляда. И даже если родители вслух говорят: «Как жалко Волка!», но при этом внутренне одобряют поведение Лисы, малыш обязательно это почувствует...

Следует также иметь в виду, что существует и взаимосвязь между характерами детей и выбором любимого сказочного сюжета. Выбор любимого героя -повод для родителей задуматься над тем, что творится в душе у их отпрыска. Предположим, малыш полюбил сказку о Гадком Утенке. Это означает, что он уже ощущает себя жертвой, поэтому эта роль ему близка. Почему же в юном возрасте человечек чувствует себя лишним, некрасивым, нелепым? Скорее всего ему не хватает родительского внимания, тепла, любви. А сказка дает ребенку возможность обнаружить сходство между собственным внутренним состоянием и чувствами, судьбой Гадкого Утенка. И это «родство душ» превращает любимый сказочный сюжет в жизненный сценарий.

Как же сказки обрастают плотью? Возьмем пример все с тем же Гадким Утенком. Родство с этим персонажем, как правило, порождает проблемы на профессиональном поприще: некрасивый неудачник, который не верит в себя, занимает в жизни пассивную позицию. Его отовсюду увольняют, он не умеет найти общий язык ни с коллегами, ни с начальством... Правда, сказка Андерсена по сути своей конструктивна - с хорошим концом. Поэтому можно предположить, что рано или поздно мытарства человека, ассоциировавшего себя в детстве с Утенком, закончатся. Однако до этого ему все-таки предстоит пройти через очень серьезные испытания.

При этом следует помнить, что сказка - это программа, за рамки которой очень сложно «выпрыгнуть». То есть, как бы ни пытался изменить ситуацию человек-Гадкий Утенок (менял линию поведения, место работы, уезжал в другой город, выбирал другую профессию), ему все равно придется пройти через череду трудностей, прежде чем он «превратится в лебедя».

Видео: Использовать ли сказки для воспитания детей?

Какие же сказки стоит читать детям, чтобы извлечь из них максимальную пользу и одновременно избежать «побочных эффектов»?

Во-первых, следует избегать сказок с плохим концом. К их числу относится, например, сказка Андерсена «Русалочка», которая заканчивается самоубийством главной героини. Сказки Пушкина - хорошие, но в них часто присутствует смерть, увечье. Желательно, чтобы ваш ребенок не ассоциировал себя с тем персонажем, который впоследствии погибает.

Если ребенок «зацикливается» на какой-то одной сказке или мультфильме, присмотритесь повнимательнее: кого именно он выбрал себе «в герои». Проанализируйте, какую жизненную роль предлагает ему любимый сказочный сценарий. Если сюжет вызывает у вас опасение, попробуйте изменить вместе со своим малышом намеченную программу. Для этого попросите ребенка придумать другой конец для сказки. В новом сценарии должны присутствовать те же герои с теми же именами. Дети очень любят, чтобы сказка заканчивалась хорошо, и всегда с удовольствием переписывают грустные истории.

А можно придумать сказку заново - от начала до конца. Героев по возможности оставьте прежними, но предложите ребенку отказаться от злых волшебников, изнуряющих испытаний, особенно таких, которые повторяются троекратно. (Кстати, если в любимой сказке испытание повторяется несколько раз, то программа еще больше закрепляется в подсознании. И потом, в реальной жизни, все эти испытания появятся с еще большей вероятностью.)

Сказку можно переписать не один, а несколько раз. Чем больше будет разных вариантов одной и той же сказки, тем лучше. Если ребенок все время просит вас: «Почитай мне «Красную Шапочку», следует ему предложить: «А давай придумаем сами другую сказку про Красную Шапочку». Пусть в ней участвуют и сама Красная Шапочка, и Бабушка, и Мама, но уберите из нового варианта Серого Волка. Во втором варианте сделайте его добрым и даже смешным. В третьем злой разбойник добреет в процессе общения с Красной Шапочкой. И чем больше сюжетов придумает ребенок с вашей помощью, тем больше стратегий у него потом будет в жизни. Варианты сказки дают ребенку возможность в будущем иметь свободу выбора.

Путем многократного дописывания и переписывания (проигрывания в лицах или картинках) сказок можно научить ребенка приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, самостоятельно находить выход из тупика, быть более гибким. Для этого во время написания новой сказки старайтесь постоянно спрашивать у ребенка: «А как бы ты себя повел(а) на месте Красной Шапочки (Ивана Царевича)? Как можно поступить иначе? » Пусть ребенок сам находит новые линии поведения для героев. Важно обсуждать сказку, но не навешивая ярлыки («дурак» и «лентяй»), а обдумывая повороты сюжета. Ребенок всегда с огромным интересом включается в эту игру, потому что ему интереснее сочинять, творить, а не просто слушать.

Видео: Персонализированные сказки для воспитания детей

Кроме того, благодаря такой игре улучшаются отношения между ребенком и родителями - их сближает совместное творчество, разговоры, игры. Это гораздо приятнее и полезнее, чем просто «отстреляться» на ночь привычным чтением или вообще включить запись...

Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

» » » Роль сказки в воспитании