Как научить ребенка дружить?

детская дружба

Если ребенок с детства не научится дружить, у него могут быть серьезные проблемы в будущем. Чтобы этого не произошло, необходимо дать ему парочку уроков под кодовым названием «Дружба».

Как правильно отметил польский писатель Игнатий Красицкий: «Умей быть другом – найдешь друга». Умение дружить не приходит с рождения, нужно самостоятельно постигать это искусство с раннего детства. Рассмотрим основные моменты детской дружбы.

Младших школьников можно условно разделить на четыре группы – в зависимости от стратегии общения с другими детьми.

Предлагаем подробнее рассмотреть эти группы: очертить нюансы поведения и дать советы, как воспитывать в ребенке умение дружить.

Общительные дети

В первую группу входят дети, которые с радостью включаются в общение, самостоятельно знакомятся с другими детьми, смотрят с ними в одну сторону.

Подробно останавливаться на этой группе мы не будем, потому что здесь нет никаких проблемных моментов в общении: ребенок с радостью включается во взаимодействие, играет с другими детьми «по правилам», обладает необходимыми навыками.

дети

Дети, играющие по своим правилам

Во вторую группу входят дети, которые включаются в общение с другими детьми, играют, но смотрят с ними в разные стороны. Что же это значит?

Видео: Школа Мам - Как научить ребенка дружить

Чадо может знакомиться со сверстниками, играть с ними, однако есть одно «но». Такой ребенок, в отличие от первого типа, не желает смотреть с детьми в одну сторону.

Как это проявляется? Ребенок включается в игру, но начинает играть не по правилам, игнорирует замечания, пытается разрушить ход игры, жалуется и т.д. Он как бы противостоит группе детей.

Видео: «Мама на 5+». Выпуск 50. Рубрика «Мамины премудрости»: Дружба

Многие родители видят в подобном поведении индивидуальность своего ребенка, его уникальность и особый взгляд на мир. Но тут нужно обратить внимание на этот «взгляд»:

  1. Ребенок руководствуется теми правилами, которые привили ему родители, и поэтому противостоит другим детям (хочет выделяться из толпы).
  2. Это его стиль взаимодействия, который заключается в том, чтобы не идти в ногу с другими, что бы ни было, принимать противоположную позицию.

Во втором случае необходима работа с ребенком: нужно выяснить причину его поведения и объяснить правила общения с другими (уважение, поддержка, другие – не враги). Все это можно сделать в легкой форме, например, в виде сказки. Придумайте или подберите в книгах сказку на тему общения, где можно раскрыть основные ценности общения и правила.

Перечислим шесть признаков дружбы», согласно буддийской литературе, которые вы можете донести до чада:

  • давать;
  • брать;
  • делиться тайной;
  • расспрашивать;
  • угощать;
  • принимать угощение

После рассказа поговорите с ребенком о его общении, придерживается ли он того, о чем вы рассказали, и выясните, что его пугает.

веселые дети

Стеснительные ребята

Третья группа особенна тем, что сюда входят дети, которые не включаются в общение со сверстниками самостоятельно, но при этом желают совместно играть и общаться.

Причиной такого поведения, скорее всего, являются стеснительность и неумение заводить разговор. Такой ребенок сам не включится в общение, не присоединится к игре, пока его не пригласят.

В этом случае необходимо ребенку немного помочь. Можно, например, попробовать моделирование ситуации, которое отлично подойдет для детей с проблемами в сфере навыков знакомства и общения.

Поиграйте с ребенком в знакомство. Можете взять любимые игрушки и смоделировать их встречу: сначала будьте ведущей, знакомьтесь первой, а потом постепенно передавайте инициативу ребенку. Параллельно в игре постарайтесь определить, чего же боится чадо. Возможно, ему страшно вымолвить первое слово: «привет!», но как только он его произнесет – все идет как по маслу? Возможно, он боится, что ему откажут, не захотят с ним дружить?

Также можете использовать тот же метод, что был описан выше: сказку, где вы раскроете основные принципы общения, подчеркнете, что, например, отказ от общения – это совсем не страшно и т.д. Постарайтесь подобрать к своему ребенку нужный подход, выяснив причины его опасений.

Необщительные дети

И, наконец, четвертая группа – это ребята, которые не включаются в общение с другими детьми самостоятельно и не желают этого.

маленькая девочка закрыла лицо руками

Тут также очень важно выяснить причину.

  1. У ребенка был неудачный опыт общения, который отбил все желание дальнейших знакомств.
  2. Ему не хватает навыков общения, и поэтому он принял позицию отказа от дружбы.
  3. Ему неинтересно с другими.

Можно попробовать те же способы, что мы описали выше. Если же вы выяснили, что ребенку не интересно общение с его окружением, то попробуйте устроить его в кружок по интересам: ему нравится рисование – отправьте в художественный кружок, танцы – в танцевальную студию… Возможно, там он приобретет интересных для него друзей.

Если же ребенок замкнут и вы чувствуете, что причина более глубокая, – обязательно проработайте проблему с психологом. Ведь социум – важная составляющая нашей жизни, личностное развитие неотрывно связано с возможностью быть в группе людей, развиваться в ней.

Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

» » » Как научить ребенка дружить?